Очевидно, что мы живем в эпоху, когда особо важен персональный бренд. А в творческих профессиях от успеха или неудачи при построении бренда часто зависит все: от адекватности заказчиков до итогового дохода. И хотя необходимость портфолио у некоторых вызывает сомнения, оно много значит для создания и поддержания личного бренда. А для начинающих именно грамотно составленное портфолио закладывает фундамент будущего успеха.
Примеры портфолио, у владельцев которых уже получилось сформировать свое собственное «я» в мире копирования и конкуренции, в изобилии есть в рамках сервиса-конструктора Ucraft. Почему именно Ucraft? Как оценивают эти работы потенциальные работодатели и специалисты, достигшие высот в профессии? — Об этом под катом.


Считается, что термин «портфолио» появился в Западной Европе. Так называлась папка, в которой архитекторы демонстрировали примеры своих работ потенциальному заказчику.
Как и любой «рабочий» проект, портфолио должно иметь определенную цель. Его можно использовать для:
• демонстрации потенциальным работодателям / заказчикам на встречах;
• получения новых клиентов из поисковиков и рекламных объявлений;
• раскрутки личного бренда в определенной социальной сети;
• и многого-многого другого.
Для каждой ситуации существует свой оптимальный вариант портфолио. Однако фокус в том, что если вы профессионально развились до того уровня, когда можете четко сформулировать и обосновать ответ на вопрос «зачем», вы уже вполне способны подобрать и оптимальное решение собственными силами. Наш сегодняшний герой —начинающий дизайнер / фотограф / художник / аниматор. За плечами у него уже есть несколько успешных работ, результатами выполнения которых заказчики были довольны. Впереди — большие перспективы, но пока неясно, на чем специализироваться и как увеличить объем заказов (или доход от одного клиента).
Будет ли портфолио такого специалиста вообще приносить какие-то новые заказы? При грамотном размещении — скорее всего, да. Но об объеме этих заказов (а значит, и о допустимых вложениях в создание самого портфолио) однозначно судить еще рано. Слишком много неизвестных.
Очевидно, при таких начальных данных планировать что-то масштабное рановато. Нужно искать способы размещения портфолио с минимальными затратами, но с наибольшими перспективами. И было бы просто прекрасно, если бы и поддержание портфолио в актуальном состоянии не потребовало больших усилий или финансовых затрат.
руководитель отдела дизайна, Лаборатория Касперского Никита Морозов
Человеку творческой профессий необходимо в первую очередь иметь отличное портфолио, которое показывает глубину мысли, разнонаправленность фантазии и любовь к деталям. В резюме важными моментами являются опыт работы и образование.
Где размещать?
Ресурсов, где можно было бы опубликовать портфолио, довольно много.
В первую очередь это социальные сети.
Казалось бы, идеальное решение: и показывать работы, и общаться с потенциальными клиентами можно через один сервис (имеющий вполне функциональные мобильные приложения). Но инструменты, которые предоставляют соцсети, не сравнятся с возможностями самого простенького конструктора сайтов. И вообще, соцсети — это совсем другая история про площадки размещения портфолио. Мы сегодня изучаем именно персональные сайты.
Еще один вариант размещения портфолио ближе к теме — это специализированный сервис. Такие есть и для дизайнеров, и для фотографов, и для музыкантов, и для писателей.

Большой плюс подобных сервисов — распространенное совмещение с биржами заказов. А возражения здесь скорее политические.

Во-первых, не хочется связывать судьбу с каким-то сервисом, перспективы которого не ясны. Сколь бы популярен он ни был сегодня, завтра его владельцы могут кому угодно продать ресурс, изменить концепцию развития, сделав все необходимые функции ощутимо платными, или вообще прекратить развивать. Портфолио придется переносить.

Второй момент — аудитория подобных ресурсов не такая, как хотелось бы. Пиарятся они в первую очередь в границах своей целевой аудитории, а не среди потенциальных заказчиков. В итоге клиентов не видно, зато на страницы заходит множество коллег, таская себе интересные идеи и критикуя все, что только можно раскритиковать. И здесь будет сложно удержаться от того, чтобы скорректировать портфолио под чужое «дизайнерское» мнение, чтобы получить лучшие оценки — т. е. развиваться вы будете в отрыве от реальных потребностей рынка. Если думать о продаже результатов своего творчества, то такой путь лучше не выбирать.
Третий вариант — собственный сайт. С точки зрения доступной функциональности и возможностей демонстрации работ это наилучший вариант: можно сделать любую галерею, гибко настроить все параметры именно под себя. Никакого ограничения аудитории или зависимости от чьих-то идей. Никаких ограничений на последующую раскрутку в сети.
Многих отталкивают сложности, с которыми приходится как-то справляться при запуске собственного ресурса с нуля. Но здесь на выручку приходят конструкторы сайтов. Конечно, в каком-то смысле конструктор сайтов — тоже сторонний сервис, которому в глубине души не хочется доверять. Однако аудитория тут несколько иная, а цены в среднем на рынке за те же возможности — ниже. Получаем и затраты на публикацию меньше, и немного другие правила игры на рынке, что вызывает несколько больше доверия (относительно перспектив развития).
Еще один важнейший момент — собственный сайт позволяет приобрести и подключить звучное доменное имя. Конечно, ради первого клиента доменное имя покупать нет смысла, но в дальнейшем оно станет важным элементом личного бренда.
Собственное доменное имя допускают и многие конструкторы сайтов, правда, подключают они его на разных условиях — некоторые требуют отдельную плату (по правде, доменное имя за отдельную плату позволяют подключить и некоторые платформы для портфолио, упомянутые в предыдущем пункте — но с собственным доменом в отрыве от площадки такое портфолио становится практически самостоятельным сайтом, т. е. относится уже к третьей категории в нашей классификации).
В общем, с какого ракурса ни посмотри, оптимальный вариант для размещения портфолио начинающего творца — конструктор сайтов, достаточно доступный, функциональный, но не перегруженный и недорогой.
Работы из разных направлений мы рекомендуем разделять и публиковать в отдельные портфолио, чтобы показывать потенциальному работодателю именно те, которые интересуют его в рамках конкретной задачи. При этом можно давать ссылки и на другие виды работ, не перегружать информацией о всех своих видах творчества в одном месте.
Все-таки конструктор
Расскажем немного о возможностях конструкторов на примере одного из самых простых и удобных инструментов — Ucraft. Сервис находится в первой пятерке конструкторов сайтов с точки зрения простоты и удобства использования по мнению единственного в этой области профессионального издания (правда, англоязычного) — SiteBuilderReport. С 2015 года он активно развивался в англоязычном сегменте интернета, и наконец доступен на русском языке.
Сервис Ucraft ориентирован на дизайнеров, фотографов и других творческих специалистов, не знакомых с тонкостями программирования и привыкших оперировать в первую очередь визуальным контентом. Он очень простой.
Ucraft создает многостраничные сайты, где каждая страница формируется из блоков, расположенных последовательно один под другим. Почти все манипуляции можно провести при помощи мыши (хотя в конструкторе есть возможность вставить и собственный HTML-код, если в нем возникнет необходимость).
Типовые блоки можно гибко настраивать — управлять размерами, полями, эффектами, цветами и т.п. В разных конструкторах глубина кастомизации различна: где-то можно управлять лишь основными размерами, здесь можно управлять фоном, выравниванием, добавлять и удалять различные элементы.
Отдельно стоит сказать о Designer tools. Этот инструмент позволяет управлять отображением текста (в том числе, заголовков), кнопок и других элементов.
Также предусмотрен отдельный инструмент для быстрой разработки собственного логотипа.
При этом любое, даже самое экзотическое сочетание встроенного блока, картинок, эффекта при отображении и т.п., будет автоматически адаптироваться под размер экрана, используемого для просмотра сайта — т. е. мобильная версия портфолио получается автоматически. Это удобно, если приходится демонстрировать работы на встречах с потенциальным работодателем. Портфолио, принесенное на флешке, часто так и остается не просмотренным — то форматы не подходят, то именно сейчас ноутбука под рукой нет (сколько раз нам приходилось такое слышать!). Оставлять флешку или отправлять портфолио по электронной почте готовы не все — недобросовестные заказчики могут и стащить себе интересные дизайнерские идеи. А мобильный сайт решает эту проблему, если хотя бы у одного участника встречи обнаружится смартфон — не придется думать о распечатке своих работ.
В Ucraft есть очень много готовых шаблонов, которые можно быстро кастомизировать, воплощая таким образом свои идеи относительно «лучшего в мире сайта».
Примечательно, что шаблоны — не абстрактные, а ориентированы на определенный рыночный сегмент: т. е. есть шаблоны, наиболее удобные для фотографов, для дизайнеров, для размещения блога и т.п. Не нужно ничего придумывать.
Дополнительные функции позволяет реализовать интеграция со сторонними инструментами. Например, к сайту можно добавить функции интернет-магазина, хотя для портфолио это и не очень актуально. Более интересная опция — подключение платформы для коммуникаций с клиентами (Intercom). Таким образом, сайт получает одно из преимуществ социальной сети — возможность демонстрировать портфолио и общаться «в одном флаконе».
Еще одна интересная особенность Ucraft — SEO продвижение ресурса, т. е. его оптимизация под поисковые системы. Инструмент позволяет задать мета-теги и описания ресурса, которые «увидят» поисковики.
Как сайты-портфолио на Ucraft оценивают специалисты?
С точки зрения кадровиков, портфолио — это не просто набор картинок. Каждая творческая задача имеет определенные условия и ограничения, накладываемые бизнесом (почти всегда это время и деньги, но также часто встречается требование соответствовать фирменному стилю или художественным представлениям определенного человека). Соответственно, работа в портфолио должна быть представлена вместе с условием задачи, чтобы потенциальные наниматели видели, почему исполнитель выбрал те или иные решения. С этой точки зрения портфолио в виде альбома в социальной сети — совершенно не то, что нужно.

Про профессионализм и успешность человека лучше всего говорят его реальные проекты и заказчики. Если в портфолио есть отзывы и список клиентов, это хороший знак.

Рекомендация — дело субъективное. Если портфолио производит цельное впечатление, то его хочется сохранить для дальнейших рекомендаций. Если кажется разрозненным из-за недостатка информации о навыках и проектах, такое резюме дальше не пойдет.

Не забывайте оставлять контакты в удобной форме. Email и ссылка на соцсети — самый оптимальный вариант.

Важно помнить, что визуальная подача портфолио имеет значение, но не является определяющим фактором. Все-таки главное здесь — сами работы. Поэтому дизайн своего портфолио можно и не обновлять регулярно, а вот содержание лучше держать в наиболее актуальном состоянии — постоянно заменять старые работы по определенной тематике более новыми и более профессиональными. Рекомендуют также выбирать для портфолио работы, которые соответствуют стремлениям на будущее (чтобы и предложения поступали из интересующего сегмента рынка).
В продолжение темы визуальной подачи — кадровики достаточно осторожно относятся к различным креативным портфолио. Вообще нестандартный способ подачи чаще привлекает именно нестандартные заказы. Готовы ли вы к такому?
Примеры портфолио
Мы выбрали три сайта-портфолио на Ucraft и показали их специалистам, от которых зависит судьба фрилансеров. Ниже — наши вопросы и комментарии профессионалов.
? Насколько очевидно, чем человек занимается, насколько он профессионален и успешен?
? Будете ли вы рекомендовать его знакомым и коллегам — как партнера в новый творческий стартап? Как фрилансера на разовую работу? Как постоянного сотрудника в большую компанию?
? Какие рекомендации по оформлению резюме вы могли бы дать человеку творческой профессии?

Уже с главной страницы понятно, чем занимается человек. — Классная неформальная фотография с камерой и ссылка на шоурил.

Странно, что маловато публикаций в инстаграме — это же фотограф. Если добавляешь ссылку на соцсети, желательно что-то там показать.

Ясно, что специализация больше на фильмах, чем на рекламе. Если появится подобный проект, то вполне можно его порекомендовать — работ в портфолио достаточно, чтобы оценить и стиль, и уровень.

Есть описание проектов и ссылки на видео, все контакты указаны. В общем, резюме оформлено хорошо, добавить нечего.

— Александра Тремасова, HR-специалист, Nimax

Очевидно, что человек занимается видео и кино. Неплохой оператор, начинающий режиссер и режиссер монтажа. Талантливо. Как оператор наверняка зарабатывает, а как режиссер, видимо, пока нет, но рано или поздно начнет.

И как оператора наверное порекомендовал бы его на фриланс или стартап. Хорошие кадры, неплохо показаны персонажи. Техника есть.

Не помешало бы рассказать о своем образовании. И как оператор он мог бы выкладывать больше своих экспериментов, в том числе и с фотографией.

— Никита Морозов, руководитель отдела дизайна, Лаборатория Касперского

В своих работах автор пользуется базовым визуальным языком, но делает это хорошо. Видео легкие и аккуратные. Технически сделаны чисто. С другой стороны, его можно упрекнуть в отсутствии новаторства. Создается ощущение, что что-то подобное ты уже видел не раз. Возможно, концепция представленных проектов не предполагала уникального исполнения, однако это может стать камнем преткновения для специалиста, претендующего на более серьезные и разнообразные заказы.

С точки зрения оформления самого портфолио, автора можно похвалить за конкретизацию сроков исполнения и названий проектов, наличие ссылок для ознакомления с движением проекта и доступность контактных данных.

— Арина Андреева, Deputy Recruitment Director в Spice IT Recruitment

Портфолио выглядит аккуратно. По типу проектов, описанию и отсутствию ссылки на behance и dribbble можно догадаться, что дизайнер начинающий.

Если увижу где-то объявление о стажировке для графического дизайнера — порекомендую Катрину. С иллюстрациями и несложными задачами по дизайну справится.

В разделе с проектами мне не хватило описания, по изображениям сложно понять что-то про клиентов и их задачи.

— Александра Тремасова, HR-специалист, Nimax

Начинающий дизайнер. Рисует узоры и картинки для стоков. В основном низкий уровень, профессиональных работ нет.

Рекомендовать кому-то? — Рановато. Тут поможет только опыт. Когда появятся работы со смыслом и связанные с бизнесом, тогда это можно будет рассматривать как портфолио.

— Никита Морозов, руководитель отдела дизайна, Лаборатория Касперского

Очевидно, что это молодой специалист, у которого нет качественного опыта и образования в области дизайна. Либо есть, но уровень подготовки пока очень низкий. Навыки иллюстрации преобладают над пониманием задач создания знаков, типографики, отсутствуют компетенции в понимании шрифта.

Иллюстрации сделаны с вниманием к некоторым современным тенденциям в дизайне, особенно популярным в соцсетях. Такой стиль плохо масштабируется, так как не является системным подходом, соответственно, может быть применён в ограниченном спектре задач.

— Арина Андреева, Deputy Recruitment Director в Spice IT Recruitment

Здесь разные типы работ, и их много. Заметно, что это начинающий дизайнер, но проектов много. Только непонятно — есть ли у него заказы?

С описанием на главной все классно, то что надо. Информация о возрасте, роде деятельности, образовании, опыте и умении в кратком тексте без воды. Молодец! Есть ссылки на соцсети и телефон, и это прекрасно.

Это портфолио я бы точно сохранила и рекомендовала знакомым. Автору стоит только добавить описание к проектам, возможно, чуть лучше проработать структуру. Сейчас это набор картинок, а хочется, чтобы был набор кейсов с полноценным описанием и набором артефактов. Может, где-то удачно встроятся эскизы, перед конечным результатом интересно посмотреть на процесс работы.

Пара замечаний: портфолио долго грузится. Возможно, стоит разбить его на страницы или уменьшить количество элементов. И хорошо бы добавить описание к проектам. Учебная работа или коммерческая, какие были задачи.

— Александра Тремасова, HR-специалист, Nimax
Неплохой трёхмерщик, визуализатор. Работает с разными направлениями и, скорее всего, своего клиента нашел. И его я, возможно, порекомендую на разовую задачу, если кому-то понадобится сделать 3D.
— Никита Морозов, руководитель отдела дизайна, Лаборатория Касперского
Отличное решение для представления работ! Автор на одной странице уместно и лаконично представил информацию о себе, реализованных проектах, заказчиках и различных способах для оперативной связи. Такого специалиста можно рекомендовать как во временные проекты, так и на постоянную работу, учитывая навык работы с разными стилями и позиционированием.
— Арина Андреева, Deputy Recruitment Director в Spice IT Recruitment